Столько забот одновременно ложится на плечи сельхозпредприятий в «горячую пору» рассказывают специалисты компании «Пензаспецавтомаш». Здесь и необходимость обеспечить выход техники в поле, и укомплектованность предприятия кадрами, и поставки топлива в срок. Всё это необходимо для поддержания высоких темпов работы, когда каждый день и час на счету. Однако зачастую упускается из виду важный момент – контроль за использованием ресурсов, особенно топлива.
🔹
Кроме того, что топливо всегда должно быть в наличии, правильно распределяться между водителями, должен отслеживаться актуальный остаток, а процесс заправки должен быть максимально быстрым и удобным.
К сожалению, в реальности ситуация выглядит иначе. Автоматизация приходит в сельское хозяйство не так быстро, как это прогнозировали эксперты. Предприятия инвестируют в автоматизацию отдельных процессов в животноводстве и растениеводстве, но контроль за топливом часто игнорируется, и освоение цифровизации топливообеспечения считается менее приоритетным.
Понять собственников можно, топливообеспечение не является профильной деятельностью сельхозкомпаний, их прямая задача – вырастить урожай. Но если учитывать, что на многих предприятиях до 30% всех затрат уходит на топливо, потери горючего на разных этапах могут вылиться в кругленькую сумму. Предприятия, сами того не осознавая, несут значительные убытки и теряют прибыль.
Куда «утекает» топливо: разбираемся в причинах
Причин, когда топливо переходит в разряд неучтенного, несколько. От неисправности приборов учета до элементарных ошибок в журналах, где фиксируют расход топлива. Разберем самые распространённые, которые можно встретить на предприятиях:
- Многие до сих пор не отошли от способа фиксации расхода топлива в тетрадях. Эти записи давно потеряли своей актуальности. Допустил ошибку, не записал, промахнулся в цифрах – причин множество, из-за которых приход и расход топлива часто не сходятся. Метод мониторинга «вручную» мало того, что устарел, в хозяйственной деятельности он не приносит ничего кроме хаоса.
- Старая топливная колонка по-прежнему справляется со своими задачами и неплохо заправляет сельскохозяйственный автопарк. Так думают собственники, которые не готовы инвестировать в обновление топливной инфраструктуры, хотя приборы учета, которые давно не проходили проверку, уже не показывают правильный расход топлива.
- Доставщик топлива вечно торопится, быстро сливает горючее в резервуар и уезжает, не пройдя проверку, сколько на самом деле литров доставил бензовоз. По статистике, 9 из 10 доставщиков топлива не довозят нужное по документам количество до заказчика, а тот, в свою очередь, об этом не догадывается. Причем, речь не идёт об умышленном обмане поставщика, так действуют исключительно некоторые водители– перевозчики, непосредственно доставляющие топливо клиентам.
- Каждый собственник будет утверждать, что его водители не проводят махинации с топливом. Статистика же говорит обратное. Кражи топлива на предприятиях хоть и снизились, но персонал по-прежнему прикладывает свою руку к общему расходу топлива: почти незаметно оно утекает в баки личных авто водителей и канистры на вынос.
Сколько в итоге теряет собственник?
Проблемой неучтенных потерь топлива на предприятиях много лет занимается производитель топливораздаточного оборудования Benza. Компания обобщила свои наблюдения в цифры, которые наглядно говорят об убытках.
Без должного контроля предприятия несут потери: до 9% расходов на топливо – из-за «нечестных действий» сотрудников, 1-3% – из-за «доставщика», который недолил в резервуар нужное количество топлива.
К ним можно добавить еще одну любопытную цифру: 7-8% топливных расходов тратят впустую те предприятия, что заправляют свою технику на удалённых АЗС. Время и топливо в этом случае тратятся на дорогу до АЗС и обратно и не принесут прямой пользы предприятию.
Всего до 20% топливных расходов теряют собственники, если процесс топливообеспечения на предприятиях не отлажен и не оцифрован. Возникает закономерный вопрос, как добиться обратного и предотвратить убытки.
Как снизить потери топлива в АПК?
1. Проанализировать возможности топливной инфраструктуры на предприятии и маршруты техники до места полевых работ: достаточно ли они грамотно построены, учитывая путь до заправки. Установить заправочный пункт в максимальной близости к месту базирования техники.
2. Подключить к имеющемуся оборудованию блок автоматизированного управления –контроллер, который будет фиксировать все потоки топлива.
Автоматизация позволит распределять лимиты между водителями, грамотно планировать расход топлива и заправляться по картам. С контроллером собственнику будет доступен цифровой учет топлива и возможность вести мониторинг удаленно и круглосуточно. Способ не требует больших финансовых вложений, но существенно упросит задачу по контролю за топливом.
3. Установить автоматизированную топливораздаточную колонку. Часть автопарков имеет в своём распоряжении небольшие резервуары. На территории у них, как правило, уже есть механическая колонка, с которой легко слить топливо или заправить «левый» автомобиль. Цифровая система будет полностью запрограммирована на ваши потребности и расходы. Расход каждого литра топлива будет учитываться в программе.
4. Установить мини АЗС. Таким образом, у предприятия будет больше возможностей. Проследить за «доставщиком» топлива помогут приборы автоматизации, которыми оснащены контейнерные станции. Данные в режиме «онлайн» также всегда доступны к просмотру в программе. Водитель же сможет произвести только «согласованную» заправку – все лимиты на него и на других зарегистрированных в системе пользователей рассчитаны заранее. Незаконный слив невозможен. Общая экономия в год для компаний с большим потреблением топлива выходит внушительной – до нескольких миллионов рублей.
5. Совместное использование резервуара. Благодаря современным программам контроля и учета топлива собственникам доступно совместное использование резервуара для хранения топлива разными компаниями, при этом каждая ведет свой учет израсходованного топлива.
Работает это следующим образом. Расположенные по соседству компании договариваются установить автоматизированную КАЗС, пользоваться которой будут совместно. При этом расходы на приобретение, пусконаладочные работы и обслуживание делятся пополам. Либо одна из компаний может предоставить свой резервуар в аренду, обеспечив себе дополнительный заработок. Данная технология защищена патентом на изобретение Группой Компаний Benza.
Таким образом, проблему неучтённого топлива на предприятиях можно рассматривать как проблему недостаточно быстрого перехода предприятий на цифровой учет топлива. Как показывает практика, вложения в модернизацию топливной инфраструктуры предприятий окупаются за 3-4 года.
Фото и материал предоставлен компанией «Пензаспецавтомаш».